Сутью
всех желаний и всех движений человеческой души является стремление к
свободе. Пытаясь освободиться от изнуряющего повседневного труда, человек
развивал знание о вселенной и умение все более искусно использовать
вещества и законы материи, энергии, времени и пространства. Желая высвободить
жизненные силы своего естества, человек устремляется ко всем видам наслаждений
и переживаний телесного, чувственного и интеллектуального свойства.
Непрерывно рефлексируя и самоутверждаясь, человек
ищет свободы для своего личностного “я” - эго, укрупняя его до размеров
социальной и национальной общности, религиозной общины и других видов
горделивого, самовлюбленного “мы”.
Горчичное
зерно Истинной Свободы, Царства Божия, безграничной и безвременной блаженной
Реальности, превосходящей все рамки тела, чувств и ума, - изначально
пребывает в каждом из нас, составляя самую нашу суть, смысл и животворный
импульс нашего сознательного бытия. Вся эволюция человеческого сознания,
человеческого общества и совокупной мудрости человечества – не более
чем проекция этого зерна Свободы, пустившего росток в душе человеческой.
За вычетом всех иллюзий индивидуального личностного бытия, - все мы
суть единое сознание и единая душа человеческая, горемыка Адам, бродящий
туда-сюда пред вратами Царства – вратами незатворяемыми и незатворимыми.
На протяжении
его многотысячелетней жизни Адама не раз постигали нежданные откровения,
и тайна Истинной Свободы становилась самоочевидной. Мы знаем теперь
многие из этих откровений по Именам – и по дошедшим до нас наставлениям
Их. Всякая религия, всякий культ – это лишь возможность пребывать в
лучах Их благодати, причаститься Их Божественной Свободы. Учение Их
– в том, чтобы преодолевая частичность, преодолевая разделение, войти
полностью, целиком – в Царство Свободы, Абсолютное Бытие, Царство Божие.
Переживание,
прикосновение, отблеск Единого, опаляющий сознание человеческое – не
самоцель, но лишь этап на пути к тому, чтобы целиком подчинить, безоговорочно
отдать каждую йоту сознательного переживания и бессознательного пребывания
во времени – Тому, Кто выше материи, энергий и времени, Единому Сущему,
Всесовершенной Первооснове бытия. Из глубины веков до нас донесен образ
самопожертвования, самоотдачи, оставления себя – как ключ не только
к свободе частичной (кармической), но и к Истинной, Абсолютной Свободе.
Принося
в жертву ограниченное – разрушаем его границы. Осознавая тщету иллюзорного
– приходим к Истинному. Освобождая свою жизнь от узости личностного,
эгоистического – открываем свое сознание и свой взгляд простору Вневременного.
Неусыпно взирая глазами Бога, глазами пророка и мудреца на свои действия,
побуждения и намерения – начинаем преображаться, - начинаем реальное,
а не умозрительное, движение по пути духовному.
Никто
из нас не был изначально научен этому, никто из нас не богоизбран и
не имеет “привычки” к Божественному. Привычное, обыденное состояние
каждого из нас есть эго, эго, и снова, и еще раз эго. Лишь умалившись
и подчинившись закону Любви, будучи все менее и менее зацикленной на
самой себе, душа делается прозрачной, открытой, уязвимой, негерметичной
для великого, истинного, изначального Я. Не теряя воли и способности
к действию, не исчезая окончательно, мыслящая личность становится проводником,
верным рабом, ничем не замутненным отражением и образом Единого, зеркалом,
на котором нет пыли греха и самоволия. Совершенное сознание ни в чем
не видит и не желает отдельности, самостоятельности, оно не противопоставляет
и не разграничивает всеобщую равнозначную Реальность. Оно лишь экстатически
свидетельствует Единство, ненасытно познавая Его безграничность, славу
и красоту. И действуя, это совершенное сознание привносит в пучину относительного,
частичного и страдающего бытия этот животворящий дух Абсолюта, пробуждающий
и исцеляющий всё и вся.
Вожделенная
для всякого сознания беспредельная Свобода, закон Любви, исчезновение
границ малого “я” в Великом и Истинном – носит на санскрите название
“адвайта”, недвойственность. Это и цель, и практический путь, предполагающий
духовную зрелость, способность учиться и возрастать самостоятельно,
а также горячую, всесокрушающую, всепоглощающую устремленность к Божественному
Совершенству, готовность поступиться всем личностным, включая “я” и
все, что мы считаем “своим”, ради Свободы и её Духа – Духа Сострадания
и Любви.
Дальше