Легко
представить себе жизнедеятельность муравьев, снующих вокруг муравейника,
или тараканов ночью на кухне. Так же точно проводят свою жизнь люди
на планете, в своей беспорядочной похотливой суете растрачивая впустую
драгоценные мгновения человеческой жизни.
Подвиг
состоит в том, чтобы среди всей окружающей нас суеты и трескотни остановиться,
обратив взгляд на то свидетельство Истины, на тот образ Бога, что нам
даны здесь и сейчас. Чтобы пробил для нас, выражаясь словами Ауробиндо,
Час Бога. Упражнение заключается в том, чтобы привыкать забывать обо
всем, кроме Единого.
При упорном
упражнении в этом единомыслии и единоволии, мы постигаем то единобожие,
веру-устремленность в Бога Единого, которая была вменена Аврааму в праведность,
в прославление чего Библия называет Изначального – Богом Авраама, Исаака
и Иакова, – ибо эти люди олицетворяют теперь подвиг единобожия в беснующемся
мире язычества.
В языческой
суете человек использует, манипулирует, делает все то, что ему “вздумается”,
то есть живет в повиновении у ума – лукавого, страстного, противоречивого.
Вера в Единого Бога – это подвиг отречения от ума, это препоручение
всего себя благодати Единого. Будучи обращено не к многоразличным явлениям
тварного мира, но к их единой Первопричине, индивидуальное сознание
обязано стоически удерживать эту неподвижность. Оно как бы оказывается
в центре всего, в безмолвном центре циклона, где царит полный штиль,
- и оно должно перестать быть там гостем. Пребывание в центре всего,
где все сознание полностью, всецело отдано Единому, проявляется в мире
как та вера в Единого Бога, вера с горчичное зерно, которая делает человека
слугой Бога, усыновляет индивидуальное сознание Богу и позволяет ему
творить чудеса в мире безграничной силой Всевышнего: “Если скажете горе,
сойди с места сего и ввергнись в море, - будет так”.
Кто-то
более склонен к медитации, а кто-то – к молитве. И медитация, и молитва
способны вывести человека в неколебимую устремленность, если выполняются
без какой-либо корыстолюбивой, эгоистической цели, но по велению
души.
Проще
всего для крещеного русского человека – упражняться в сосредоточенном
произнесении “Отче наш”, “Царю небесный” и других великих христианских
молитв, вкладывая в них неукротимое желание одного только Бога,
не желая ничего иного, кроме утверждения Его Царства, Силы и Славы –
в каждой частице бытия, во всех уровнях и уголках тварного сознания.
В такой недвойственной молитве мы открываемся Ему до конца, умоляя
Его стать нами, воплотиться в нашем тварном сознании и использовать
наш ум, психику, тело, все наши способности и личностные наработки для
действия Его Воли “и на земле, как на небе”, преображая двойственный,
разделенный, греховный мир страдания (землю) в недвойственное, совершенное,
блаженное единение (небо).
Практикуя
это сосредоточение упорно и искренне, мы, в конце концов, будем упражняться
в том исцеляющем и освящающем действии, которое Бог начнет совершать
через нас в окружающем мире.
Корыстолюбивый
же или тщеславный помысел способен осквернить и разрушить эту практику,
- при этом мы начинаем любить себя больше Бога, наши желания и побуждения
окрашиваются сиюминутным, эгоистическим, личным. Осознав эту ситуацию,
немедленно сделай что-то; падай ничком, расшиби себе лоб, вылей на себя
ведро холодной воды, - чтобы прервать пагубное развитие событий. Вспомни,
откуда ты ниспал, покайся и начни с самого начала. Вновь остановись,
встань как вкопанный, вновь окажись в центре циклона, - где нечего желать,
нечем гордиться, некому завидовать и не о чем сожалеть. Ибо там нет
никого, кроме Бога.
Дальше