Как философско-религиозная
система, адвайта (адвайта-веданта) донесена до нас из древней Индии,
где она разветвляется на множество школ и традиций, ведших полемику
друг с другом, зафиксированных в бесчисленных трактатах, комментариях
и комментариях на комментарии. На небесах ведической мудрости, озаренных
словно утренним светом поэтичными откровениями Упанишад, взошло солнце
Бхагавад-Гиты и засверкали алмазные россыпи Брахма-сутры, впоследствии
ставшие семенами, произрастившими пространные рассуждения и прозрения
средневековой индийской схоластики. Шанкарачарья стал вершиной философского
обобщения адвайта-веданты, её символом, олицетворением и буквы её, и
духа. Превратившись в процессе своего развития в жесткую аскетико-монашескую
систему школ с сильным философским уклоном, адвайта-веданта, зацементированная
неоспоримостью авторитета Шанкары, царила на заснеженных вершинах религиозного
сознания Индии более тысячи лет, пока наконец ледяной интеллектуально-философский
камень её не был растоплен сердечным огнём Любви: Шри Чайтанья, Рамакришна, Бабаджи,
Шри Рамана. На наш взгляд, именно этот – живой, осиянный Любовью – Дух
Всеединства сделал адвайту духовным путем современного человека, разочарованного
как в философских словопрениях, так и в догматизированных, строго охраняющих
свою ограниченность религиозных системах Востока и Запада. И
эта новая адвайта – в Духе и Истине – с улыбкой отряхивается от своих
ветхих одежд: многоэтажных философских построений, бесконечных терминов,
цитат и имен.
Бог, единственный
учитель, спаситель и друг каждой души, сметает широким жестом со стола
горы манускриптов, разнообразных предметов, идолов и просто хлама, -
и говорит душе: “Опомнись! Куда обращены глаза сердца твоего? Разве
это – путь или истина или жизнь? Разве об этом говорят, учат, вопиют
книги, которые ты почитаешь святыми? Жизнь твоя – краткий миг во вселенной!
Неужели ты думаешь, что все это скопище цитат, аргументов, амбиций когда-нибудь
приведет тебя ко Мне?! Забудь о мертвых истуканах, забудь о суете твоей,
устреми очи сердца своего сюда – в Центр всего, во Святое Святых, в
Единый и Совершенный миг полноты здесь и сейчас, о котором единогласно
свидетельствуют писания. Познай это как Цель и достигни этой Цели!”
Если человек
сумеет услышать этот зов, - и если он повинуется ему, - адвайта для
него перестает быть абстрактной философской системой, а становится духовным
путем. Если же он остается глух к голосу Бога, а слышит каждый день
лишь докучный голос своего разума, все философские и духовные изыскания
рано или поздно обернутся для него скукой, равнодушием и разочарованием.
Дальше