Учение
адвайты не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Среди множества его проповедников
и учеников в современном мире – большинство предпочитает санскритскую
терминологию (атма, самадхи, нирвана) и вдохновлено индийской монашеской
традицией. Всемирная адаптация и философское осмысление адвайты как
цельного живого учения началось с проповеди Вивекананды и нашло свое
продолжение в личном общении тысяч духовных искателей Запада с великими
учителями середины двадцатого века: Свами Йогананда, Джидду Кришнамурти
и т.д. Одновременно – и независимо от индийских учителей – в середине
двадцатого века появляются самобытные западные учителя веданты: Джоэл
Голдсмит, Уильям Самюэль и т.д.
Проходя
через сатанические искушения – ницшеанское и марксистское богоборчество,
материализм – человечество прозревает единую правду, живую этику, спасительную
Силу за многоразличием символов древних, патриархальных традиций. Оно
убеждается, что ни догматика не спасает, ни ритуалы, ни национальное
обособление. Символы – обрядовые, национальные, словесные, вещественные
– доказывают свою неспособность спасти и исцелить души человеческие
от массовых истерий человеконенавистничества, человекоубийства и человекоугодничества.
Несомненно, каждый, читающий эти строки, знает, о каких трагедиях прошлого
и настоящего идет речь. Страшный опыт кровавых заблуждений призван пробудить
человечество к эволюции сознания, к движению вперед – от закрытых, самоправедных,
буквоедческих учений к осознанию всеобщей, недвойственной Истины – основы
бытия, единой бесконечной Реальности, вненационального сочувствия, сострадания
и любви, единения с жизнью всего сущего и со всевластием Жизнетворца
– Бога. В каждой из великих религий мы видим носителей этой спасительной
мудрости, сияющих чистотой и безгрешным, нелицемерным состраданием,
которые не делили людей на “своих” и “чужих”. Последние два века были
благословлены явлением св. Серафима Саровского, преп. Силуана Афонского,
Рамакришны, Матери Терезы и других, проповедовавших Любовь Божию, а
не разделение человеческое, засвидетельствовавших эту Любовь жизнью
своей. Жизнью своей засвидетельствовали верность этой Любви и бесчисленные
мученики коммунистического и нацистского человекоубийства, - те, что
добровольно и сверх меры сил человеческих отдавали свою жизнь ради других
людей (арх. Лука Войно-Ясенецкий, Мать Мария - Елизавета Кузьмина-Караваева,
Януш Корчак, Дитрих Бонхофер и многие-многие другие). Любовь и служение
их были внеконфессиональны, вненациональны и внеличностны.
В школе
истории человечество познавало и продолжает познавать разницу между
разъединением и соединением, лицемерием и искренностью, эгоизмом и бескорыстием,
мракобесной псевдодуховностью и истинным духовным путем. Адвайта – путь
различения между Истиной и неистинным - это совокупность откровений,
прозрений и осознаний всего человечества. Это живой опыт соприкосновения
с тем, что сокрыто ЗА внешней стороной – догматикой, обрядностью,
национальным колоритом, словесностью – патриархальных, исторически обусловленных
религий, традиций и вероучений. Точнее, это попытка выразить в словах
наставлений живой опыт Невыразимого.
Дальше