Валерий Немцович

ВНУТРЕННЯЯ БОРЬБА НА ПУТИ ДУШЕВНОГО ОЧИЩЕНИЯ

“В вершинах сознания всегда сияет солнце. В ущельях сознания всегда гнездятся змеи.

Hoдзаку

 

Каждый человек всю свою жизнь, хочет он того или нет, проводит в непрерывной борьбе. Это не только личностная борьба за то, чтобы кого-то победить, не только борьба за идеалы, за свое место в жизни или за её блага. Любой человек, неосознанно или сознательно постоянно борется со своими мыслями и желаниями, болезнями, с окружающими его нечистыми энергиями и существами невидимого тонкого мира.

Наша умственная и эмоциональная жизнь подчинена определенным закономерностям, без понимания которых трудно вести длительную напряженную борьбу со своими привычками и комплексами.

Внутренний мир человека связан с миром окружающим значительно теснее, нежели представляется подавляющему большинству людей. Каждое наше умственное или эмоциональное проявление вступает в резонанс с энергиями сходного уровня и даже с существами невидимого тонкого мира, которые с нами энергетически сонастроены.

Человек является приемником-передатчиком, который может подключаться к энергиям различных вибрационных уровней. Так, когда мы ощущаем состояние спокойной радости, чистой и беспричинной, мы вступаем во взаимодействие с имеющимися повсюду Божественными энергиями. Важнейшими и неотъемлемыми качествами Божественной энергии валяются Радость и Любовь. Заметное воздействие на человека Божественной энергии возможно лишь тогда, когда этот человек способен вступить с нею в резонанс, иначе говоря, когда он, даже будучи в состоянии уныния и тоски, способен настроить себя на Радость и Любовь.

И наоборот, когда мы вступаем в эмоциональный резонанс на отрицательных эмоциях с каким-либо человеком, между нами происходит обмен разрушительными энергиями, и мы выходим из такого эмоционального взаимодействия гораздо более опустошенными и разрушенными, нежели в том случае, когда бы мы, скажем, раздражались в одиночку.

Кроме того, человек подвергается концентрированному воздействию многочисленных существ астрального, ментального и причинного миров. Эти существа весьма разнообразны по сложности организации и степени развития. На высоких уровнях космической энергии живут представители Божественной Иерархии (часть из них принято называть ангелами), которые выполняют определенные функции в проявлении воли Бога.

На низких уровнях энергии проявляют себя нечистые существа тонкого мира, которых в христианстве принято называть бесами. Многих из этих нечистых существ без труда наблюдают некоторые ясновидящие, обладающие обостренным видением тонкого мира.

ПОКАЯНИЕ И МОЛИТВА

Покаяние есть не только процесс психологического, но и акт физический, точнее, метафизический, ведущий к очищению души и тела. При интенсивном покаянии мы как бы накаляем соответствующее греховное вещество, которое накапливается в нашем душевном теле и которое в Божественном Присутствии может быстро выгорать в потоке Божественной энергии. Процесс покаяния должен быть не столько мысленным анализом, сколько душевным переживанием, Однако нельзя допускать, чтобы покаяние превратилось в болезненное “ковыряние” в собственных грехах, что может привести только к дальнейшему “увязанию” человека в унынии и в грехе. Когда в процессе покаяния совершенно исчезает ощущение или хоты бы памятование близости Бога, это - признак перехода покаяния в бессмысленное самоистязание, а также - резкого ослабления потока Божественной энергии. Значит, нужно ослабить напряжение покаяния или чередовать покаяние с молитвой, ориентированной на переживание радости от общения с Богом. В конечном итоге истинное покаяние всегда ведет к облегчению нашего состояния, к умиротворению, к покою и радости.

“Блаженны плачущие, ибо они утешатся” (МФ, 5, 4)

Важнейшей формой духовной работы является молитва. Молитва - это процесс общения человека с Богом, с Божественным Миром, Искренняя молитва, прочувствованная сердцем и душой, соединяет нас с Миром Творца, В какой мере нам удается достигнуть такого общения, зависит от нас – от нашей устремленности к Богу, от нашей любви к Нему, от степени нашего желания освободиться от греховности, препятствующей общению со Всевышним. “Творить молитву” - очень точный термин, ибо живая молитва – это творчество, это истинное вдохновение! Процесс непрестанной молитвы почти всегда объединяет и покаяние, сердечное сокрушение, печаль, и противоположное чувство - духовную радость. В самые скорбные минуты напряженного покаяния молитв может и должна включать в себя частицу радости радости общения с Божественным Миром или надежды на очищение. И наоборот, чувство духовной радости почти всегда сопровождается нотой покаяния, сердечного сокрушения - и так до той поры, пока мы не ощутим полного Единения.

После систематического покаяния и глубокого очищения, когда мы достигнем устойчивости общения с божественным Миром, нам станет по-настоящему понятен и достижим призыв апостола Павла: “Всегда радуйтесь!” (1 Фес., 5, 16). Но и до той благодатной поры постараемся ему следовать, то есть радоваться тому, что покаяние ведет нас к очищению, а также и тому, что в процессе молитвы налаживается связь с горним Миром, и, конечно, тому, что молитва – это приготовление к более тесному общению с Богом.

Большинство словесных молитв содержит, во-первых, обращение к Богу, к Божественному миру и, во-вторых, мольбу об очищении нас от греха, просьбу простить и помиловать. Лишь призвав помощь Бога и при помощи соответствующих слов проникнувшись ощущением Его величия и прочих качеств, лишь после “настроя” на Бога мы можем безопасно чувствовать свою греховность, а главное, реально ощутить страстное желание освободиться от всех прегрешений!

В христианстве и в других религиях существует множество освященных традицией словесных молитв. Есть молитвы покаянные, а есть и радостные; есть молитвы многословные, и есть краткие.

Весьма популярна в православии “Иисусова молитва”: “Господи, Иисусе Христе, Сыне помилуй мя, грешного!” Этой молитве уделено внимание в святоотеческой литературе (“Добротолюбие”, “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” и др.). Творение Иисусовой молитвы лежит в основе учения “исихазма”, которое ориентирует своих последователей на достижение внутреннего мира и покоя путем неустанного повторения в уме имени Иисуса при сосредоточении на сердечной области.

Как и большинство других, Иисусову молитву можно условно разделить на две части, на две стадии. Первая перечисляет важнейшие Божественные качества Господа Иисуса (буквально - Спасителя) Христа (помазанника Божия), Сына Божьего (Бога-Сына)

При произнесении этой стадии важно ощутить (всей душой и всем телом) Божественные качества нашего Спасителя, ощутить, насколько возможно, любовь и благодарность к Иисусу, добровольно принявшему крестные муки и затем воскресшему. Иисус Христос, как Спаситель человечества, положил Себя в основу Космического Тела Христова - Божественной энергетической структуры, включающей в себя и нас.

Остановившись на миг, с новой интонацией перейдем ко второй части молитвы. Слова “помилуй мя, грешного” должны быть пронизаны чувством нашей греховности, вины перед Иисусом Христом, которому мы, как части Космического Его Тела, и сегодня доставляем крестные страдания каждым своим грехом и всяким греховным помыслом. Слово “помилуй”, прости, приобретает при этом особое значение.

В зависимости от нашего духовного состояния меняются акценты первой и второй частей молитвы. Когда в нас преобладает чувство духовной радости, когда мы ощущаем “сладость Божию” и благодать, чувствуем присутствие Святого Духа, то основное внимание уделяется, естественно, первой части

Молитвы, способствуя еще большему нашему единению со Спасителем и усилению ощущения Божественных Его качеств.

Когда же мы чувствуем нашу греховность, препятствующую нашему единению с Иисусом Христом и вхождению в нас Святого Духа, то важнейшее значение приобретает вторая часть молитвы. Прочувствование слов “помилуй мя, грешного!” как слезного вопля души ведет к усилению покаяния, к осознанию нашего греха и к “выгоранию греховного “вещества” из нашей души - в той мере, несколько значительно наше покаяние, наше желание очиститься.

В святоотеческой литературе иногда рекомендуется небольшой период остановки после слов молитвы. Эту заключительную паузу можно рассматривать в качестве третьей части молитвы. Во время этой паузы mы Пребываем и безмолвии и стремимся ощутить Изливающийся на нас поток Божественной Энергии Благодати. Постепенно всеочищающий поток будет пронизывать всю нашу молитву, а ее третья часть станет еще безмолвнее.

Святые отцы древней Церкви часто называл Иисусову молитву сердечной или умно-сердечной. То есть предполагается ее творить, концентрируя внимание на сердце. Однако имеется в виду не физическое сердце, а сердечная область, энергетический центр в середине груди. При этом в некоторых источниках предлагается концентрировать внимание слева от центра груди, в районе физического сердца, а в других – справа от средней грудной линии. Вероятно, не менее эффективна концентрация внимания на середине (и внутри) груди. Полезно также соединение Иисусовой молитвы с особым режимом дыхания. Святые отцы рекомендовали творить эту молитву при дыхании замедленном, приторможенном, как бы слегка подавленном.

"Удерживай при этом дыхание, не дерзновенно дыши, потому что это развевает мысли” (Св. Григорий Синаит).

Иные также рекомендуют соединять Иисусову молитву с ритмом сердечным, мысленно присоединяя каждое очередное слово молитвы к каждому биению сердца.

Наиболее совершенной молитвой, завещанной нам Самим Иисусом Христом, является “Отче наш”.

“Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе: хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь” (Мф., 6, 9).

Хорошо прочувствовать раздельно каждую часть этой молитвы; между отдельными частями желательны перерывы, предназначенные для безмолвного ощущения прочитанного. Длительность паузы может варьироваться от одного мига до 5 - 6 секунд и более. Конечно, чем больше, тем лучше. Но эта пауза должна быть наполнена ощущением, желательно, сладостным, ощущением блаженства. Пусть это не получается сразу - получится потом.

а) Отче наш...

Постараемся почувствовать сердечной областью и всем телом Бога Отца в самом себе. Иначе говоря, почувствуем свой Дух, который является даром Бога Отца, выделившего часть Себя Самого.

Отче наш, а не мой... - не случайно. Важно прочувствовать Божественное Отцовство не только по отношению к себе, но и вообще ко индивидуальным существам - даже к собственному ангелу-хранителю, даже к Иисусу Христу. К страстной человеческой молитве могут присоединяться существа, в том числе многое высокоразвитые существа невидимого мира, лишенные плоти. Молитва земного человека звучит на Небесах громче прочих молитв; она же и внимается благосклоннее.

Не будем торопиться перейти к следующей части молитвы. Именно в ее начале создается основной настрой, и который затем дополняется (ни в коем случае не замещается) другими чувствами - благоговением, любовью к Отцу, ощущением Его Воли, Его Благодати, покаянием, любовью к ближним и пр.

Б) сущий на небесах!

Благоговейно ощутим все величие Отца. Именно Он - источник Божественной безграничной Любви ко всему сущему, источник Божественного Света.

в) да святится имя Твое...

В нас - в наших мыслях и делах! Нас захватывает поток любви, на какую мы только способны в данную минуту. Мы испытываем бесконечную благодарность за бесценный дар Отца, за Его великую любовь ко всему сущему.

“Всякое дыхание да хвалит Господа!”

г) да приидет царствие Твое...

Это Божественная гармония - прежде всего, во мне, в связанных со мною существах, во всех и во вся!

д). да будет воля Твоя и на земле, как на небе... Постараемся прочувствовать всем своим телом, каждой его клеткой Божественную Волю Отца Небесного, ощутить проявление Его Воли во всех и во вся! Наступает особого рода расслабление. Желательна длительная пауза, чтобы как следует его прочувствовать.

Е).хлеб наш насущный дай нам на сей день...

Насущный хлеб - это, прежде всего, пища для души, то есть Благодать! Постараемся ощутить Ее поток в себе и во всех окружающих. На фоне общего расслабления, достигнутого в результате творения предыдущей части молитвы, на нас нисходит сладостный поток Благодати. Полезно вызывать почаще это ощущение, вспоминая его.

Дай не мне, а нам! - Когда мы произносим и чувствуем не только за себя, но и за окружающих, Благодать ощущается сильнее.

ж) и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим...

Это - очень важная часть молитвы. Хорошо бы ощутить свои долги Богу, свою общую греховность, - особенно если мы испытываем раскаяние в данный момент. Следует всею душой ощутить любовь к близким и знакомым (прежде всего - к явным “должникам”), вообще ко всем индивидуальным существам. Ведь все мы - должники друг друга.

Эта часть молитвы важна для очищения нашей души. Любовь к ближним помогает “выжечь” грязные тона нашей ауры.

з) и не введи нас в искушение...

Будем молить, чтобы Отец избавил нас от опасного стечения обстоятельств, допустим, нескольких лишений одновременно, и от соблазнов, как бы поддерживая нас и не допуская нашего падения. Искушением может стать и одна опасная ситуация, один соблазн, которые могут привести к падению, отвращению от Бога.

и) но избавь нас от лукавого...

Постараемся почувствовать бессмысленность, иллюзорность и вместе с тем смертельную опасность обольщения всеми видами лукавства мира сего. Особенно опасны для нас обольщения – чужим телом, вещами, деньгами, славой и властью.

Следует всею душой устремиться к любви и помощи Отца, тем более что сами мы бываем немощны вборьбе с привычными грехами и формами обольщения. Помоги!

Эффект обращения к Божественному значительно возрастает, если в процессе молитвы мы как бы сумеем влить свой голос в общий молитвенный хор всех тех, кто в эту минуту молится Творцу, - людей разных языков и даже религий, ибо не так уж и важно, как они называют нашего общего Отца. Такая объединенная молитва значительно эффективнее индивидуальной.

К). Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

В храме эту часть молитвы произносят не прихожане, а священник из алтаря - в силу исключительной ее важности и сокровенности, а также потому, что восприниматься она должна не столько вербально (словесно), сколько за пределами слов.

Эта часть молитвы должна в основном стать прочувствованным обращением к Царству проявления Воли Отца. Это Царство важно ощутить как некое сладостное расслабление - всей нашей душой (это чувство локализуется в центре груди), всем телом и каждой его клеткой. Постараемся впитать в себя божественные качества Царства Любви и Света и продлить это ощущение подольше, хотя бы секунд на пять-шесть.

Вся молитва при простом ее прочтении занимает около минуты. При прочувствовании отдельных ее частей чтение “Отче наш” может занять минуты три-четыре.

С приобретением опыта в прочувствованном творении молитвы “Отче наш” изменится ее качество. Через какое-то время даже быстрое прочтение этой молитвы будет пробуждать в вашей душе необходимый отклик. Иной раз достаточно будет лишь двух слов “Отче Наш”, чтобы вызвать у вас состояние безмолвия вместе с сопутствующими ему молитвенными ощущениями (благоговением, любовью, чувством Его Воли и т. д.), проявляющимися последовательно или даже одновременно!

Молитва - наша единственная внутренняя опора в трудные минуты жизни. Когда мы погрязаем в грехе, как в болоте, то обычно пытаемся найти забвение в алкоголе, сексе и развлечениях, стараемся заглушить голос своей совести, скрыться от самих себя, а точнее - от Бога. Но именно в такие минуты особенно важно сразу же начать молиться, чтобы поскорее выкорчевать недавний грех, не ожидая, пока он пустит глубокие корни, не ожидая, пока одно падение повлечет за собой череду других.

В такие трудные минуты сколько-нибудь длинные молитвы не даются нам. Тут может помочь лишь многократное повторение всего двух-трех слов. Например: “Господи, помилуй!”, “Господи, прости” или “Господи, прости меня грешного!” При их повторении быстро появляется молитвенный ритм, облегчающий длительное творение молитвы/

По мере накопления молитвенного опыта мы все чаще прибегаем к помощи коротких молитв. Многократное их повторение, особенно Иисусовой молитвы, возможно и при ходьбе, и во время несложной работы. Бывают минуты, когда достаточно лишь двух слов, чтобы наполниться переживанием Божественного Присутствия. Этому способствует простое ритмическое повторение слов: “Господи! Господи!”, или “Боже! Боже! Боже!”, или “Отче наш! Отче наш! Отче наш!”.

Наконец, может настать момент, когда в своем ощущении Бога мы сможем и вовсе выйти за пределы слов и стоящих за ними мыслей. Сначала это будут лишь короткие мгновенья, и вскоре вновь будут требоваться слова, чтобы удержать молитвенное чувство. Так малый ребенок держится за руку матери. В некотором смысле мы и являемся малыми детьми, и так будет продолжаться до тех пор, пока мы ни научимся “ходить пред Богом непрестанно” в непрерывной духовной радости. По мере накопления молитвенного опыта минуты безмолвия будут становиться все длиннее. И возможно, когда-нибудь настанет время, когда мы. сладостно замрем, забыв себя и ощущая лишь сладостную Божественную Энергию, Божественное присутствие. “Не я - но Ты!”. По меткому выражению св. Григория Назиянина. мы приходим к безмолвному славословию”.

Безмолвная молитва наиболее совершенна. Это и есть молитва “в духе и истине”, это - медитация, Даже самый короткий период молитвенного безмолвия приносит ощутимый результат для нашего продвижения по Пути к Богу. Это суть периоды нашего озарения и просветления. Это - мгновения, в которые мы получаем питание наиболее живительной изо всех энергий -Божественной энергией. Это - моменты, когда возможны неожиданные исцеления. Это - периоды, в которые наиболее сильна наша связь с Божественным Миром.

Безмолвие - это важнейший метод духовной pa6oты, используемый всеми религиозными системами. Внутренняя тишина раскрывает вечный Божественный Дух в нас, который может проявляться в Радости блаженстве, в Любви и Покое.

К сердечной безмолвной молитве можно приблизиться, сознательно практикуя остановку всякой умственной деятельности и пребывание в состоянии безмолвия, в ощущении внутреннего покоя. Минуты молчания особенно полезны перед словесной молитвой, а также во время нее. Практика внутренней тишины может нам помочь, когда мы чем-то возбуждены, и вообще в любое время. “Опустоши - и Я наполню”.

_ При глубоком ощущении Божественного присутствия, при нисхождении на нас Святого Духа как бы затаивается дыхание, сладко замирает душа. Можно порекомендовать в качестве вспомогательного средства, приближающего нас к этим блаженным состояниям, сочетание задержки дыхания (или его замедления, затаивания) с попыткой ощутить Божественную энергию всею душой, всем телом и нервами. Иногда при этом ощущается как бы внутренний ток, или внутренняя дрожь, волнами пробегающая по телу в определенном ритме, например в такт биению сердца. Эта пульсация легко чувствуется при задержанном дыхании, когда легкие пусты или же слабо наполнены.

Иногда молитва понимается как просьба к Богу,

к святым угодникам о помощи в исполнении желаний. Но следует помнить, что обычные желания человека продиктованы его маленьким “я”, его эгоизмом. А потому лейтмотивом молитвы должна быть не просьба о свершении наших желаний, об исполнении нашей воли, но препоручение себя Божественной воле, ибо Бог лучше нас знает, что в данный момент полезно для нашего духовного совершенствования. При любых затруднениях, в любых испытаниях, в любом горе - самое важное - смирение, терпение с упованием на Господа. Утешение же наше - в молитве, то есть в устремлении к Единению с Богом, которое никогда не бывает безответным.

Молитва без личных просьб - самая чистая. Но иногда все-таки люди прибегают и к дерзновенным молитвам, с полным сердечным устремлением вымаливая что-то у Господа. Конечно, каждый волен решать, о чем просить Всевышнего. Но, несомненно, дерзновенная молитва, прежде всего уместна тогда, когда мы просим Бога о прощении собственных грехов и грехов наших ближних или же о помощи ближнему, попавшему в трудное положение, находящемуся в искушении, в опасности отпадения от Бога.

Еще раз напомним об исключительной важности для нас благодарить Бога за все, что мы имеем в этой жизни; за Его неисчислимые благодеяния, которые не замечаем, подобно тому как здоровый человек не замечает и не ценит собственное здоровье, пока оно есть у него; да не устанем мы благодарить Бога за все самое ценное, что нам даровано, - за саму жизнь, которая есть возможность нашего очищения и духовного развития. Будем помнить, что наша судьба – сколь бы тяжелой она ни казалась нам – предоставляет нам наилучшие возможности для нашего развития.

Непрестанно молитесь, о всем благодарите "(l Фес. 5, 17-18).

Благодарность и Любовь к Богу может находить и словесное выражение, но, главное, она должна ощущаться всем сердцем, всей душой – настолько, насколько это для нас возможно в каждую минуту нашей жизни.

 

на главную страничку

 

© photos and design by Julia Sorokina